ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ АВТОГИДРОПОДЪЕМНИКОВ В РОССИИ
Рассмотрим деятельность и производственные программы наиболее известных в России производителей и установщиков автогидроподъемников.
Казанский электромеханический завод является одним из старейших отечественных производителей автомобильных подъемников, он выпускает такую технику с 1957 года. Номенклатура автогидроподъемников марки Ак Барс насчитывает около 30 моделей с коленчатой и телескопической стрелой с высотой подъема от 14 до 37 м, устанавливаемых на шасси автомобилей ГАЗ, КАМАЗ, Урал. За последние годы предприятием выпущено несколько новых моделей автовышек (АГП). В частности, это модели ТКА-32 и ТКА-37. К главным достоинствам ТКА-37 относятся: максимальная высота подъема – 37 м (у КЭМЗ это пока единственный подъемник, имеющий такую высоту), предельный рабочий вылет – 22,5 м, максимальная грузоподъемность люльки – 400 кг, что позволяет разместить в ней ремонтную бригаду из четырех человек с оборудованием. Люлька имеет электроизоляцию до 1000 В и оснащена механизмом поворота на 90 градусов. Система безопасности позволяет изменять вылет в зависимости от нагрузки в рабочей платформе. Учитывая большое количество пожеланий со стороны эксплуатирующих организаций, использующих АГП в труднодоступных районах, КЭМЗ начал выпуск модели серии ТА, смонтированной на полноприводном шасси ГАЗ-33086 Земляк. Этот автомобиль, обладающий грузоподъемностью ГАЗ-3309 и проходимостью ГАЗ-33081, оснащен 2-рядной кабиной, позволяющей провозить бригаду из четырех человек. Также заводом выпущен в серийное производство 22-метровый подъемник ПСС-131-22Э(300) с улучшенными техническими характеристиками. Данная модификация смонтирована на шасси КАМАЗ-43253, имеет поворотную на +45 градусов электроизолированную рабочую платформу с увеличенными геометрическими размерами и повышенную до 300 кг грузоподъемностью. На машине установлена усовершенствованная система безопасности управления и контроля (СБУК), позволяющая в зависимости от нагрузки на рабочей платформе изменять рабочую зону (вылет стрелы). В настоящее время на КЭМЗ ведется сборка опытного образца коленчато-телескопического автогидроподъемника (КТА) с поворотной электроизолированной рабочей платформой. Этот тип подъемника на предприятии запускается впервые. Установка обеспечивает работу на высоте до 32 м при грузоподъемности люльки до 300 кг. Максимальный вылет стрелы мехруки составляет 23,6 м. В качестве базовых заявлены шасси КАМАЗ-53502/53253, Урал-4320/-43206. Запуск данной модели в серийное производство ожидается в начале 2015 года.
Торжокский завод «Пожтехника» имеет наиболее широкий модельный ряд АГП среди отечественных производителей - порядка 50 моделей с высотой подъема от 12 до 50 м. Предлагаются телескопические, коленчатые, рычажно-телескопические, ножничные подъемники на всех возможных типах отечественных шасси, а также на некоторых зарубежных. К сожалению, в последние несколько лет завод ввиду большой конкуренции практически не развивает тематику автовышек, сделав основной упор на свою исторически традиционную продукцию – пожарную технику. Отметим, что в докризисный период завод выпускал более 450 АГП в год, в 2013 году было изготовлено всего лишь 82 машины данного типа.
Завидовский экспериментально-механический завод в основном производит АГП наиболее востребованных в России типоразмеров с высотой подъема 18 и 22 м. Среди них отечественная классика, выпускающаяся уже не один десяток лет. 22-метровый коленчатый подъемник, один из самых простых и надежных строительных подъемников на территории СНГ. Еще одна классическая машина одна из самых распространенных в России телескопический подъемник с 3-секционной стрелой решетчатого типа с высотой подъема 18 м и уникальным вылетом 13 м. Данная модель выпускается в сотрудничестве с мелитопольским заводом «Гидромаш». Также предприятие изготовляет более компактную модель «телескопа» с решетчатой стрелой с высотой подъема 17 м. В числе новых разработок 22-метровый телескопический подъемник ПСС 13122Э с вылетом в 15,9 м. На нем использована 5-секционная стрела от КМУ Unic. Использование такой стрелы сделало машину крайне компактной. Ряд оригинальных конструкторских решений позволил привязать данную установку к вездеходному шасси КАМАЗ-4326, уложив стрелу подъемника за кабину, благодаря чему габарит по высоте не превышает габарит автомобиля-шасси. Еще одна новинка - рычажно-телескопический автогидроподъемник ПСС-141.29Э. Данная установка с высотой подъема 29 м и грузоподъемностью люльки 250 кг монтируется на 2-осном шасси КАМАЗ.
Завод «Автогидроподъемник» - еще одно старейшее предприятие отрасли. Выпуск первых автомобильных вышек здесь был освоен в 1950 году. На сегодняшний день освоен выпуск коленчатых, телескопических и рычажно-телескопических подъемников с высотой подъема от 14 до 36 м, различных по своими функциональным особенностям применения - от обычных, предназначенных для подъема людей на высоту, до уникальных, предназначенных для обслуживания и ремонта мостов, виадуков и ЛЭП. Помимо того, выпускаются подъемники (де-айсеры), предназначенные для технического обслуживания самолетов и обработки корпусов воздушных судов противообледенительными жидкостями. Вся техника устанавливается на отечественные шасси разных марок. В последние годы на предприятии отмечается спад производства АГП, если в прежние годы объем выпуска составлял порядка 200 единиц в год, то в 2013 году было сделано всего 32 машины. Зато весьма активно развивается производство спецпродукции по заказу Министерства обороны РФ, всего для нужд этого ведомства, в минувшем году было выпущено 60 единиц техники.
Краснодарский завод «Мехпромстрой» преимущественно выпускает отечественную классику – 18 и 22-метровые коленчатые подъемники серии ВС на шасси ГАЗ и ЗИЛ. Правда, пока не ясно, чем будут заменены для 22-метровых вышек зиловские шасси после прекращения производства автомобилей на АМО ЗИЛ. Сравнительно свежая модель из Краснодара – 18-метровый телескопический подъемник ВСТ-18, устанавливаемый на шасси ГАЗ-3309/-3308. Совсем новое направление деятельности этого предприятия - монтаж на шасси подъемного оборудования стороннего изготовителя. Таким изготовителем выступает белорусский завод «Витстройтехмаш», поставляющий краснодарцам рычажно-телескопический автогидроподъемник ВИПО-20-01 с высотой подъема 20 м. В краснодарском варианте белорусский подъемник предлагается на шасси Hyundai 78.